РРЯ

4 четверть.
Готовимся к контрольной работе (12 апреля)

1.     Подберите  фразеологизмы со словом НОС (не менее трех)

2.     Подберите фразеологизмы со словом ГЛАЗА (не менее трех)

3.     К  указанным фразеологизмам подберите  синоним.

Намылить шею

Держать в ежовых рукавицах

Повесить нос  

4.     К указанным фразеологизмам подберите синоним.

Перемывать косточки

Набрать в рот воды

На скорую руку 

5.     В тексте найдите  устаревшие слова. Определите, историзм или архаизм это слово.

Когда был обвинен старицкий воевода,

Что, гордый знатностью и древностию рода,

Присвоить он себе мечтает царский сан,

Предстать ему велел пред очи Иоанн.

И осужденному поднес венец богатый,

И ризою облек из жемчуга и злата,

И бармы возложил, и сам на свой престол

По шелковым коврам виновного возвел.

6.     В тексте найдите устаревшие слова. Определите, историзм или архаизм это слово.

Бразды пушистые взрывая, 
Летит кибитка удалая. 
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

7.     Подберите к архаизмам (части тела человека)  синоним

            Чело, очи, ланиты, рамена.

8.     Подберите  к архаизмам (части тела человека)  синоним.

Выя, перст, десница, шуйца

9.     К иноязычным словам подберите русское слово - синоним

Дефект, габарит, реставрация

10.  К иноязычным словам подберите русское слово - синоним .

Анонс, имидж, геймер

11.  Назовите  3 правила речевого этикета.

12.  Расставьте ударения в словах.

Апостроф, аргумент,  водопровод, знамение, иксы, квартал, кухонный.

13.  Расставьте ударения в словах.

Аэропорты, банты, верба, мусоропровод, зевота, искра, каталог.

14.  Поставьте слова в Родительный падеж множественного числа.

         Болгары, осетины, сапоги, яблоки, носки, киргизы, килограммы, апельсины, помидоры.

15.  Поставьте слова в Родительный падеж множественного числа.

           Грузины, цыгане, валенки, чулки, дыни, казахи, граммы, мандарины, томаты.

16.  Указанные глаголы поставьте в форму повелительного наклонения единственного числа.

Ездить, класть, бежать, высыпать, прополоскать.

17.  Указанные глаголы поставьте в форму повелительного наклонения единственного числа.

Лечь, ехать, положить, трогать, махать.

18.  Прочитайте текст. Выполните задания 1 – 4.

Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг в запахи трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.

Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя.  

(Г. Троепольский).

1)     Определите тему данного текста.

2)     Запишите основную мысль данного текста.

3)     Назовите тип речи текста.

4)     Назовите стиль текста.

19.  Прочитайте текст. Выполните задания 1 – 4.

Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.

Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.

Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.

Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.

Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)

1)     Определите тему данного текста.

2)     Запишите основную мысль данного текста.

3)     Назовите тип речи текста.

4)     Назовите стиль текста


2 четверть 
Домашняя работа на 16.ноября.
1. Какую букву в окончании существительного именительного падежа множественного числа надо писать: А или Ы(И)? Напиши правильную гласную в окончании  и поставить ударения в следующих словах:
Доктор...., автор...., инспектор...., бухгалтер...., выбор....., договор....,  катер...., корм...., округа,  отпуск...., инженер..., лектор..., паспорт..., повар..., конструктор....,профессор..., офицер...., приговор...., сторож...., торт...., шофёр.....
2. Вставь гласную букву в окончание существительных, опираясь на лексическое значение. Поставь ударениемех... (выделанные из шкуры зверей) - мех... (кузнечные), провод... (электрические шнуры)-провод... (кого-либо), пропуск... (документы)-пропуск... (то, что пропущено), хлеб...(злаки)-хлеб... (печёные).
3. Напиши транскрипцию следующих слов:
Яичница,горчичник, точно, точечный, дельта, бутерброд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий