Прямая речь – это
передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму. Она точно воспроизводит
чужое высказывание и сопровождается авторскими словами. Поэтому предложения с
прямой речью имеют две части: слова автора и прямая речь.
«Ребята,
давайте жить дружно!» – с улыбкой произнес кот Леопольд.
Прямая
речь может включать не одно, а несколько предложений.
Стала
щука упрашивать Емелю: «Не губи меня, Емелюшка. Отпусти в речку. Хочешь, я тебя
за это богатым сделаю?».
Знаки препинания в
предложениях с прямой речью.
Постановка знаков
препинания зависит от того, где стоит прямая речь.
1) Прямая речь перед словами автора. Высказывание персонажа пишется с заглавной буквы и
заключается в кавычки. В конце него ставится запятая, восклицательный или
вопросительный знак в соответствии с интонацией предложения. Слова автора
пишутся со строчной буквы и отделены от прямой речи тире. Примеры:
1. «Гости пожаловали», - сказал отец.
2. «Гости пожаловали!», - обрадовался отец.
3. «Гости пожаловали?» - удивился отец.
Для этих предложений схемы будут выглядеть следующим образом:
1. «П», - а.
2. «П!» - а.
3. «П?» - а.
1. «Гости пожаловали», - сказал отец.
2. «Гости пожаловали!», - обрадовался отец.
3. «Гости пожаловали?» - удивился отец.
Для этих предложений схемы будут выглядеть следующим образом:
1. «П», - а.
2. «П!» - а.
3. «П?» - а.
2) Прямая речь после автора. Слова автора пишутся с заглавной буквы. После них ставится двоеточие.
Далее в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. Примеры:
1. Отец сказал: «Гости пожаловали».
2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!»
3. Отец удивился: «Гости пожаловали?»
Схемы подобных предложений имеют вид:
1. А: «П».
2. А: «П!»
3. А: «П?»
1. Отец сказал: «Гости пожаловали».
2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!»
3. Отец удивился: «Гости пожаловали?»
Схемы подобных предложений имеют вид:
1. А: «П».
2. А: «П!»
3. А: «П?»
3) Прямая речь разрывается словами автора. В этом случае в кавычки заключается все
предложение. После первой части прямой речи ставится запятая. Авторская часть
пишется со строчной буквы. Перед словами автора и после них ставится тире.
Вторая часть прямой речи может быть продолжением первой, тогда она пишется со
строчной буквы. Если же это самостоятельное предложение, после слов автора
ставится точка и далее текст начинается с заглавной буквы. Примеры:
1. «Гости пожаловали, - сказал отец, - пойду им навстречу».
2. «Гости пожаловали, - сказал отец. – Пойду им навстречу».
Правильные схемы предложений в этом случае:
1. «П, - а, - п».
2. «П, - а. – П».
1. «Гости пожаловали, - сказал отец, - пойду им навстречу».
2. «Гости пожаловали, - сказал отец. – Пойду им навстречу».
Правильные схемы предложений в этом случае:
1. «П, - а, - п».
2. «П, - а. – П».
4) Прямая речь внутри слов автора. Первая часть слов автора пишется с заглавной буквы, вторая
– со строчной. Прямая речь заключается в кавычки. Перед ней ставится двоеточие,
после нее – интонационно необходимый знак препинания и тире. Примеры:
1. Отец сказал: «Гости пожаловали», - и пошел им навстречу.
2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!» - и пошел им навстречу.
3. Отец удивился: «Гости пожаловали?» - и пошел им навстречу.
Для таких предложений подходят следующие схемы:
1. А: «П», - а.
2. А: «П!» - а.
3. А: «П?» - а.
1. Отец сказал: «Гости пожаловали», - и пошел им навстречу.
2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!» - и пошел им навстречу.
3. Отец удивился: «Гости пожаловали?» - и пошел им навстречу.
Для таких предложений подходят следующие схемы:
1. А: «П», - а.
2. А: «П!» - а.
3. А: «П?» - а.
Домашняя работа
Задание: Расставить знаки
препинания (учтите, что иногда вам надо будет вторую часть прямой речи писать с
большой буквы), начертить схемы предложений. При списывании вставьте нужные буквы
и раскройте скобки.
*** (дополнительное задание)
подчеркнуть основы предложений.
1.Пойдем мама г…ворил
Илюша гулять. 2. Скажите спр…сила его Наташа между вашими т…варищами были зам…чательные
люди 3. Пр…щай Дерсу п…думал я ты спас
мне жизнь и я н…когда этого (не)забуду
4. Что ты почти с ужасом сказал Илья Ильич оди…адцать часов скоро а я еще (не)вставал
(не)умывался до сих пор 5. Мать з…вет Ваня ск…зал Григорий п…ед…м 6.Вот он во…кликнул
рыбак ок…нчательно выд…рнув снасть и сн…мая с крюч…ка ерша попался сударик
ступай(ка) теперь в к…рзину
Удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий