Это такие предложения, которые характеризуются
неполным составом членов
предложения, необходимых для выражения законченной мысли.
В качестве
полноценной единицы общения они могут выступать
только до тех пор, пока
опираются на контекст или непосредственно на речевую ситуацию. Взятые вне
контекста или определенной ситуации, неполные предложения
не передают
законченной мысли. Например:
1. - Я и тебя
осуждаю, Катя.
- За
что? – не оборачиваясь, тихо спросила Екатерина Дмитриевна.
2. – Вчера я
не ошибся, Дарья Дмитриевна, - это вы были на берегу?
- Да,
я.
3. –Что вы
мне сказали тогда на дороге?.. – Она сморщила лоб. – Какая война? С кем?
- С
немцами.
- Ну,
а вы?
- Уезжаю завтра.
Основной
сферой употребления неполных предложений является
разговорная речь, особенно –
диалог. Непосредственное общение
наилучшим образом обеспечивает понимание
неполных предложений.
Пониманию может способствовать контекст (содержание
предшествующих реплик):
- Прямо из
рук рвет! Таймень, должно, попался. Налим
так не может…
- Таймень!.. Большой, Санька?
-Кто?
-Да таймень-то?
- Не знаю. Перестал дергать.
Состав неполных предложений не характеризуется какой-то устойчивостью.
Они могут включать только главные члены, один главный член, один второстепенный,
главный и второстепенный и так далее…
1. -Вы
прочитала записку?
-Что?
-Записку.
2.
Прянишников приказал адъютанту записать фамилии бронебойщиков…
-Записал?
-Записал.
3. «Приезжает, - сказал полковник. - …Должна сегодняшним московским поездом».
В повествовательных текстах художественных произведений встречаются
предложения с опущенным подлежащим, ясным из предшествующего контекста:
Марья
Васильевна прошла в сени, отомкнула маленькую дверцу и вытащила из клети мотор.
Прижимая его к груди, быстро прошла к
реке.
Обычно в неполных предложениях сохраняются те члены предложения,
которые выражают самое главное:
-Ты что же, в
партизанах?
-В партизанах, - сказал сын.
-В каком отряде?
-Суворовском, -ответил сын.
-Когда вышли
из тыла? – спросил отец.
-Сегодня ночью.
-Что
хромаешь?
-Ранен.
-Сильно?
-Сильно.
-Куда идешь?
-В госпиталь?
В неполных предложениях оказываются незавершенными грамматические и
семантические связи. Наиболее резко это проявляется в случаях, когда зависимое
слово употребляется без главного, подлежащее без сказуемого, иногда может
отсутствовать подлежащее.
Следует отличать неполные предложения от односоставных. Ошибочно мнение, что односоставные
предложения являются неполными. В таких случаях надо помнить,
чем выражен
член предложения в односоставном предложении. Например:
-Куда
уезжаешь? (полное, односоставное, определенно-личное,
так как сказуемое
выражено глаголом 2 лица)
- Отзывают
учиться. (полное, односос., неопределенно-личное,
так как сказ. выражено глаголом множ. числа)
- Куда?
(неполное, односоставное, неопределенно-личное: восстановим:
Куда отзывают
учиться?)
-На курсы при
Академии связи.(восстановим: Я уезжаю учиться на курсы…
Таким образом, получается, что это неполное пр-е, двусоставное)
Домашняя работа (на 21 февраля)
Задание: дать характеристику данным предложениям-
двусоставное или односоставное;
полное или неполное;
если односоставное, то указать тип односоставного предложения
(образец смотри выше)
1. Деятельность человека бесплодна и ничтожна, когда не воодушевлена
высокою
идеею.
2. Все стоят
некоторое время молча. Думают.
3. Горшкова
уже задыхалась. Только бы не закашляла.
Потерпи, не умрешь, не умрешь.
Молодчина. Ах, молодчина! Золото, а не человек.
4. Что вы
больше всего любите? Книги? Приключения? Животных? Спорт?
5. Но разве
можно заставить замолчать песню?
Певца – можно, а песню – никогда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий